Киевское городское национально-культурное общество старообрядцев-липован

Киевское городское национально-культурное общество
старообрядцев-липован

Главная Новости Гостевая История Об обществе Фотогалерея
Справка о старообрядцах-липованах. Старообрядцы-хранители русской культуры и традиций

Hовый энциклопедический словарь, Москва 2001г., под редакцией профессора лауреата нобелевской премии А.М. Прохорова приводит данные, что до 1917г. на территории Российской империи проживало более 20 млн. старообрядцев.

В настоящее время точного количества старообрядцев нет, но старообрядцы как и раньше в основном проживают компактно.

В Украине существует более 100 населённых пунктов компактного проживания старообрядцев до 1917г. эта цифра была гораздо больше, что даёт основание утверждать, что в Украине проживает более 300 тыс. старообрядцев.

Доктор исторических наук Фирс Федосович Болонев в своих трудах пишет.

Всем необходимо знать тех духовно мощных деятелей старообрядческой культуры, которые вышли из старообрядческой среды, рождены и воспитаны в старообрядческих семьях с кровью родителей своих воспитавшие по жизни образы, идеалы и традиции старообрядчества. Мощный духовный импульс, полученный ими в детстве, дал возможность им выйти на поле мировой культуры и духовности, улучшить состояние этого поля и стать светочами не только для Украины и России.

Назову только некоторые имена, о которых наслышаны во всем мире, о других многих неведомо, что они выходцы из старообрядчества. Вот этот славный перечень: Аввакум Петров – вождь старообрядчества, знаменитый писатель XVII в; боярыня Федосья Морозова – несгибаемая в вере женщина; князь Иван Хованский; И.Посошков - писатель, экономист, автор книги «О скудности и богатстве», живший в пестрое время; Михайло Ломоносов – (выпускник Киево-Магилянской Академии) создатель Московского университета, всемирно известный ученый, поэт, историк, художник; атаманы Емельян Пугачев и Игнат Некрасов; герой Отечественной войны 1812 года, один из покорителей Парижа атаман М.И. Платов, любимиц генералиссимуса Суворова; знаменитые писатели и руководители Выга Андрей и Семён Денисовы (из рода князей Мышецких) воспитанники Киево-Магилянской Академии. Основатель Третьяковской галереи собиратель древнерусских икон и произведений искусства - Павел Михайлович Третьяков.

Купцы меценаты миллионеры Морозовы, Рябушинские, Третьяковы, Мамонтовы, Гучковы, Овчиниковы, Шибаевы, Алексеевы, Дегтярёвы, Кузнецовы – создатели всемирно известного русского фарфора.

Писатели и поэты: Николай Клюев, Сергей Есенин, Иван Шмелёв, Борис Корнилов, учёный и писатель-фантаст Иван Ефремов, сказочник Александр Волков, Федор Гладков; плеяда сибирских писателей из староверов: Ефим Пермитин, Афанасий Коптелов, Илья Чернев (А.А. Леонов), Елизар Мальцев, Исай Калашников, Степан Лобозеров и др.

Известные русские академики: Д.С. Лихачев, Б.А. Рыбаков, народный академик земледелец Т.С. Мальцев – из среды старообрядцев. Старообрядцы дали миру двух замечательных театральных деятелей Сергея Ивановича Зимина и Константина Сергеевича Алексеева, более известного как Станиславский. Частная опера С.И. Зимина была настолько популярной, что соперничала с императорской. Сергей Иванович вкладывал огромные деньги в своё детище и воспитал большое количество талантливых певцов, многие из которых блистали на советской оперной сцене.

О театре, о театральной школе К.С. Станиславского написано много. Но МХАТ был сначала лишь его увлечением, К.С. Алексеев (Станиславский) прежде всего был талантливейший предприниматель, глава семейной фирмы. На его средства был проведён первый телеграф между Санкт-Петербургом и Кронштадтом, на его предприятиях опробовались научно-технические новшества того времени, сам он был видным экономистом. Только после октябрьской революции театр стал главным занятием жизни К.С. Станиславского.

Ныне появились новые поразительные материалы об удивительных событиях «московского старообрядческого наставника и книголюба М.И. Чуванова. В 1980 году Отдел рукописной книги БАН приобрел у него часть библиотеки – около 500 рукописей и 4000 разнообразных редких печатных книг. Научное значение этой замечательной коллекции огромно. В её состав входят книги самого широкого гуманитарного профиля и культурной ориентации.

«Наш долг – сделать это огромное богатство достоянием отечественной и мировой культуры». Даже этот далеко неполный перечень деятелей старообрядческой культуры и науки, выходцев из старообрядческой среды, свидетельствует о той мощной струе, которую влили в культурную жизнь Росси последователи староверия, сохраняя её национальные истоки и традиции. Именно старообрядцы сохранили традиции книгописания, бережения иконописания, и главное – соблюдение русского уклада жизни, культуры в самом широком смысле, быт, пронизанный национальным духом, одежду и своё национальное самосознание. Без старообрядчества Россия была бы духовно неполной, даже ущербной.

Особого внимания заслуживает старообрядческие духовные центры и их роль в сохранении русских традиций. Так, Выговская поморская пустынь (Выговское общежительство, Выголексинская пустынь, Выгореция), основанная в 1694 году, оказала большое влияние на культуру и быт крестьян Русского Севера. Её духовными руководителями были братья Денисовы Андрей и Семен, которые в своё время были воспитаниками Киево-Магилянской Академии ими созданы сотни сочинений, вместе с Трифоном Петровым написали, например, «Поморские ответы». Иван Филиппов, автор знаменитой «Истории Выговской пустыни»… Назвать всех писателей Выга в данном очерки нет возможности. На Выге существовала специальная мастерская по переписи книг. В ней трудились в 1820-е годы около 200 девушек – «грамотниц». В настоящее время только в Книгохранилище Пушкинского дома в Санкт-Петербурге хранится около 1450 рукописей «поморского письма».

Доктор исторических наук, профессор МГУ имени (старообрядца) Ломоносова, Ирина Васильевна Поздеева в своих трудах пишет: «В 1908г., когда даже в европейской России процент грамотного населения был 23%, среди староверов он равнялся 36%, а в северных губерниях даже 43%(!). В том же году основная часть крестьян в России тратила в год на книги одну копейку или полтары, а старообрядческие семьи 61коп. в год, т.е. в 40 раз больше. Если говорить о нашем древнем книжном наследии, то значительная часть рукописных и древлепечатных книг сохранилась до наших дней только благодаря старообрядцам, старообрядческим библиотекам, собирателям (и дарителям!), купцам и общинам. Именно эти источники пополняли фонды государственных музеев и библиотек в течение всего XIX и начало XX веков».

Письменная традиция старообрядчества изучается более 150 лет, и ныне это одно из известных направлений в археографии. Мало кто знает, что, например, знаменитый знаток и исполнитель былин Трофим Григорьевич Рябинин был старообрядцем. Он исполнял 23 былины и 2 исторических песни XVI – XVII вв., любил былины героические, военные, герои которых обладали положительными чертами и несли идеалы правды, чести, доблести. Надо особо отметить, что лучшие записи русских былин и так же наиболее полный вариант карелофинского эпоса «Калевала» были сделаны от старообрядцев. Об этом рассказал в 1990 году в Новосибирске финский исследователь русского старообрядчества Пентикайнен. Известные сказатели Русского Севера внесли свой вклад в сохранение памятников не только русской культуры, но и соседних народов, являясь носителями не только старообрядческих культурно-догматических знаний, но и традиционного фольклора.

Купцы старообрядцы всегда жертвовали огромные денежные средства на культуру и помощь бедным и сиротам.

Старообрядческое купечество взрастило ещё одного выдающегося промышленника и мецената Савву Ивановича Мамонтова. На его средства была основана Русская частная опера. Создавая частную оперу Мамонтов, привлек к её деятельности выдающихся художников (В.Д. Поленов, В.М. и А.М. Васнецовы, И.И. Леветан, К.А. Коровин, М.А. Врубель, В.А. Серов и др.), воспитал ряд замечательных певцов и певиц (Е.Я. Цветаева, Н.И. Забела-Врубель, Н.В. Салина, А.В. Секар-Рожанский, и наконец Ф.И. Шаляпин), а к дирижёрской работе был приглашен молодой С.В. Рахманинов. И всем им щедрый инициатор достойно платил. Шаляпину, певшему тогда в императорском театре, где он получал 3600 руб. в год Мамонтов даёт годовой оклад в 7200 руб. в 2 раза больше и за него же вносит неустойку в сумме 3600 руб.

Приведу ещё один характерный пример из жизни Мамонтова. Во время отбора и проведения одной из художественных выставок он узнал, что жюри не приняло на неё картины Врубеля. Возмущенный таким подходам устроителей выставки, он построил для художника на свои средства павильон у входа на выставку.

Особо хотелось бы отметить старообрядческий купеческий род киевлян Дегтярёвых. Парфентий Михайлович Дегтярёв – I Киевский городской голова (1835-1837) после отмены Магдебургского права в г.Киеве. Его сын купец I-ой гильдии меценат Михаил Парфентьевич Дегтярёв, (в честь которого названа улица Дегтярёвская) принёс в дар городу Киеву в общей сложности недвижимое имущество, а так же наличными и ценными бумагами на 4,5 млн. рубл. царскими, а всё своё оставшееся огромное состояние по завещанию было передано бедным и сиротам.

Дегтяревы принимали активное участие в строительстве первого Цепного моста в г.Киеве через р. Днепр.

Приведу пример из Великой Отечественной войны 1941г. Все знают, что перелом в ходе Великой Отечественной войны в пользу СССР наступил в тяжелейших боях под Москвой. Все знают, что немцев под Москвой разгромили и погнали назад Сибирские дивизии, переброшенные с Дальнего Востока под Москву. Но ни где не говорят и не пишут, что эти Сибирские дивизии в большинстве были сформированы из старообрядцев Забайкалья и основная масса которых погибла при освобождении г.Харькова, попав в окружение при грубейших просчётах военного руководства. Сибиряки в окружении оставшись без боеприпасов дрались в рукопашную за г.Харьков и победили.

Из этого краткого очерка видно, что старообрядцы являются подлинными хранителями русской культурной традиции, русского духа, национально-культурного движения, которое впитывает всё лучшее из духовного опыта человечества и подаёт примеры невиданного героизма, благотворительности и меценатства.

Старообрядцы-липоване вместе с украинцами и другими разделили все тяжелейшие события XX века, приведшие к естественной, а чаще всего, к насильственной утрате многого в духовной жизни и культуре. Поэтому сегодня, как никогда раньше, старообрядчеству совершено необходимо строить своё возрождение на прочных основах знания своих собственных древних традиций, которое может стать существенным вкладом в культуру многонациональной Украины.

Наши контакты:

г.Киев
тел./факс: (044) 592-18-35
моб.тел: +38(067) 507-53-40
email: krokus@hp.com.ua
Имя:
Пароль:
  [ Зарегистрироваться ]
[ Напомнить пароль ]
 
Ссылки:
Староверы
Русские Староверы в Эстонии
Староверие (Правда старой веры)
Старовер.Религия
Современное Древлеправославие
Семейские - староверы Забайкалья (Бурятия)
Староверческое общество им. И.Н. Заволоко г.Рига
Русская Православная Старообрядческая Церковь г.Москва
Иследователь старообрядчества Иванов Константин Юрьевич
Поморье: история, культура, традиции.
Всего: 180107
Уникальных: 22181
Сегодня: 15