Киевское городское национально-культурное общество старообрядцев-липован

Киевское городское национально-культурное общество
старообрядцев-липован

Главная Новости Гостевая История Об обществе Фотогалерея
<< назад

Русские староверы и этнокультурные процессы в странах и регионах

С.П. Петров – председатель
Киевского городского
национально-культурного
общества старообрядцев-липован.

«Нет, не стать России Полем Куликовым,
Выбрала другую для себя судьбу.
Не услышать клича Дмитрия Донского –
Он морозным утром поднят на дыбу».
( Павла Бородулина)

Малые народы и переселившиеся или эмигрирующие национальные группы в другие государства в силу различных исторических и миграционных процессов, пытаются противостоять глобализации и полной ассимиляции, ищут пути сохранения самоидентификации и развития своей этнокультуры. В современном мире различные этнокультурные сообщества ищут модель выживания сохранения и развития своей этнической культуры. Этот вопрос практически решался и решается этноконфессиональной группой русских старообрядцев, рассеянных практически по всему миру, но до сих пор в большинстве случаев сохраняющих компактное проживание, и не только сохраняющих свою древлеправославную веру, язык, культуру, традиции и обычаи русской старины, но и развивающих современные экономические отношения, создающих материальные и духовные ценности. Русские староверы стали неотъемлемой частью современного мира, привнося в мировой процесс развития множество научных, технических и различных других новаций.
Свои этнокультурные особенности старообрядцы сохраняли и сохраняют благодаря своей древлеправославной вере.
Древлеправославная вера - это стержень и источник сохранения и развития этноконфессионального общества русских староверов. Этот источник неиссякаем вот уже более 350 лет, старообрядцы, находясь во многих государствах, в другой культурной и иноязычной среде, научились не только выживать и сохранять свою
этнокультуру, но и стали достоянием мирового сообщества. Если более трёх веков тому назад древлеправославная вера была достоянием только России, где более трех столетий старообрядцы всячески угнетались и уничтожались, то в современном мире старообрядческие общины являются составляющей частью культур и цивилизаций многих стран мира. В настоящее время русское древлеправославие после многовековых гонений рассеялось по всем континентам Земли и приняло поистине Вселенский характер, неся всему миру истинно русскую культуру: русскую литературу, старорусские обычаи, многоцветие традиционной национальной одежды, книги и иконы дониконианского письма, своеобразие архитектуры поселений и интерьеров внутреннего убранства домов, богатство фольклора и веру благочестивых предков.
Назову только некоторые имена староверов, о которых наслышаны во всем мире, о других многих неведомо, что они выходцы из старообрядчества. Вот этот славный перечень: Аввакум Петров – вождь старообрядчества, знаменитый писатель XVII в; боярыня Федосья Морозова – несгибаемая в вере женщина; князь Иван Хованский; И.Посошков - писатель, экономист, автор книги «О скудности и богатстве», живший в пестрое время; Михайло Ломоносов – (выпускник Киево-Могилянской Академии) создатель Московского университета, всемирно известный ученый, поэт, историк, художник; атаманы Емельян Пугачев и Игнат Некрасов; герой Отечественной войны 1812 года, один из покорителей Парижа атаман М.И. Платов - любимиц генералиссимуса Суворова; знаменитые писатели и руководители Выга Андрей и Семён Денисовы (из рода князей Мышецких, воспитанники Киево-Могилянской Академии). Основатель Третьяковской галереи, собиратель древнерусских икон и произведений искусства - Павел Михайлович Третьяков.
Купцы меценаты миллионеры Морозовы, Рябушинские, Третьяковы, Мамонтовы, Гучковы, Овчиниковы, Шибаевы, Алексеевы, Дегтярёвы, Кузнецовы – создатели всемирно известного русского фарфора.
Писатели и поэты: Николай Клюев, Сергей Есенин, Иван Шмелёв, Борис Корнилов, учёный и писатель-фантаст Иван Ефремов, сказочник Александр Волков, Федор Гладков; плеяда сибирских писателей из староверов: Ефим Пермитин, Афанасий Коптелов, Илья Чернев (А.А. Леонов), Елизар Мальцев, Исай Калашников, Степан Лобозеров и др.
Известные русские академики: Д.С. Лихачев, Б.А. Рыбаков, народный академик земледелец Т.С. Мальцев – из среды старообрядцев. Старообрядцы дали миру двух замечательных театральных деятелей Сергея Ивановича Зимина и Константина Сергеевича Алексеева, более известного как Станиславский. Частная опера С.И. Зимина была настолько популярной, что соперничала с императорской. Сергей Иванович вкладывал огромные деньги в своё детище и воспитал большое количество талантливых певцов, многие из которых блистали на советской оперной сцене.
О театре, о театральной школе К.С. Станиславского написано много. Но МХАТ был сначала лишь его увлечением, К.С. Алексеев (Станиславский) прежде всего был талантливейший предприниматель, глава семейной фирмы. На его средства был проведён первый телеграф между Санкт-Петербургом и Кронштадтом, на его предприятиях опробовались научно-технические новшества того времени, сам он был видным экономистом. Только после октябрьской революции театр стал главным занятием жизни К.С. Станиславского.
Русские старообрядцы вместе с другими народами разделили все тяжелейшие события XX века, приведшие к естественной, а чаще всего, к насильственной утрате многого в духовной жизни и культуре. Поэтому сегодня, как никогда раньше, старообрядчеству совершено необходимо строить своё возрождение на прочных основах знания своих собственных древних традиций, которое может стать существенным вкладом в культуру многих государств где, компактно проживают русские старообрядцы.
Различные псевдоисторики на протяжении последних трех столетий писали, пишут и сейчас, что староверы вымирают, что старообрядчество себя изжило, но проходили десятилетия и столетия, псевдоисторики уходили в мир иной, сменялись цари, государственные режимы, распадались империи и государства, но староверы продолжали и продолжают стойко сохранять традиции, обычаи и веру своих предков, являясь подлинными хранителями и носителями русской культуры.
В настоящее время идёт не простая и не легкая, порою не заметная восстановительная работа во всех направлениях старообрядческой культуры. В силу современного состояния общества, восстановительный процесс идёт медленно.
Большинство староверов осознают, что новая политическая ситуация в странах бывшего Советского Союза не только открыла возможности для нашего самосохранения, но и определила дилемму: или мы будем активно заботится о сохранении, укреплении и приумножении нашего духовного и культурного наследия или вместе с его утратой прекратим свое существование.
Восстанавливаются и ремонтируются старые храмы, строятся новые церкви, создаются новые старообрядческие общины. Снова восстанавливаются и крепнут старые межобщинные связи старообрядцев в разных странах, проводятся соборы, съезды, конференции как региональные, так и международные. Приведу названия только самых крупных, но далеко не всех Международных конференций за последнее время: Бурятия, июнь 2001г., г.Улан-Удэ, III Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»; Республика Молдова, декабрь 2002г., г.Кишинёв, Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество Молдавии: истоки и современность»; Украина, октябрь 2004г., г.Киев, I Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность» ; Россия, февраль 2005г., г.Москва, VII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»; Румыния, март 2005г., г.Браила, IV Международный научный симпозиум «Культура русских-липован в национальном и международном контексте»; Латвия, декабрь 2005г., г.Рига, Международная конференция «Заволокинские чтения» посвященная памяти старообрядца Ивана Никифоровича Заволоко, известного этнографа и общественного деятеля.
Русские старообрядцы принимают активное участие в этнокультурных процессах европейских стран. В некоторых европейских государствах русские староверы создали общественные национально-культурные организации, которые защищают этнокультурные интересы старообрядчество в странах проживания, показывая всему миру русский образ жизни, его огромный духовный потенциал.
Так в Румынии в 1990г. создана как юридическое лицо старообрядческая не правительственная общественная организация «Община русских-липован
Румынии» (сокращенно ОРЛР). Ныне в Румынии существует приблизительно 40
местных общин русских-липован, которые наиболее хорошо организованы, самые крупные общины имеют свои офисы. Среди национальных меньшинств Румынии русские-липоване занимают пятое место и согласно переписи населения 2002г. составляют численность 35791 человек. ОРЛР в румынском парламенте имеет своего представителя (депутата Румынского парламента), который отстаивает интересы русских старообрядцев на правительственном уровне. В ноябре 1990г. вышел первый номер ежемесячной газеты «Зори», который стал платформой для представления этноса, не только в Румынии, но и в других европейских странах, средством общения и связующим мостом между русскими-липованами. Ежемесячник является двуязычным (на русском и румынском языках) и выходит в Бухаресте. С 1998г. выходит в Яссах ещё одна периодическая публикация русских-липован - общественно-культурный двуязычный журнал «КИТЕЖ-ГРАД». Как газета «Зори», так и журнал «КИТЕЖ-ГРАД» являются членами Международной Ассоциации Русской Прессы созданной в 1999г.
В 2000г. старообрядцами Республики Молдова создано одно из самых крупных этнонациональных объединений «Русское духовное единство». «РДУ» Молдовы ставит своей главной целью сохранение и развитие русской культуры и в первую очередь воспитание подрастающего поколения в духе древлеправославной веры.
В 2004г. в Украине создано Киевское городское национально-культурное общество старообрядцев-липован. Основной целью Киевского городского национально-культурного общества старообрядцев-липован является сохранение и развитие духовной национально-культурной самобытности, реализация прав, свобод законных интересов старообрядцев-липован, содействие всестороннему развитию древлеправославной культуры, во всех её проявлениях, установление и развитие контактов со старообрядцами Украины, и других стран.
В Украине проживает более 300 тысяч потомков русских староверов, которые живут по всей Украине, а более чем в 100 населенных пунктах проживают компактно – общинами.
В октябре 2004г. обществом была проведена I Международная и II Всеукраинская научно-практическая конференция «Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность». На конференции присутствовали представители четырех государств: Украины, Российской Федерации, Беларуси, Молдовы; 27 старообрядческих общин Украины и 10 ведущих научных центров. Особенностью конференции было активное участие в её работе основных старообрядческих конфессий Украины, что ещё раз доказало необходимость и возможность всех старообрядческих общин работать совместно с целью национального просвещения, сохранения веры и национальной самобытности. К началу конференции был издан сборник докладов.
Конференция констатировала, что настало время определить задачи, стоящие перед нами, и наметить пути их решения. Имея духовное единство - старообрядцам необходимо создать национально-культурные объединения, что даст дополнительный импульс развития старообрядчества. Мы сможем противостоять ассимиляции, сохраним традиции и обычаи наших предков.
Для старообрядцев-липован первостепенными становится открытость и всеобъемлющее проявление своей жизненной позиции на благо своей родины - Украины, её стремление к европейской интеграции, и дружественного сосуществования с исторической родиной Россией.
Общество ставит задачи:
- об открытии в каждом населённом пункте, компактного проживания старообрядцев, отделений национально-культурных обществ и привлечения к их деятельности молодёжи;
- создание Всеукраинского союза национально-культурных обществ старообрядцев;
- добиться разрешения, чтобы в средних учебных заведениях, которые расположены на территории компактного проживания старообрядцев, ввести курс обучения старославянскому языку, а так же истории связанной с развитием данной этнической группы;
- создать свои медийные средства по распространению среди липован информации, интернет адреса, печатные органы и телевизионные новости;
- создать общеукраинский музей: «Традиционная национальная культура старообрядцев Украины»;
- инициировать создание международной старообрядческой общественной организации для координации усилий в деле сохранения национально-культурных традиций, языка, древнерусских обычаев и веры наших предков.
Особо хотелось бы отметить опыт сохранения русской этнокультуры прибалтийскими староверами-поморами, которые проживают в Литве, Эстонии и Латвии более трёхсот лет и являются хранителями и продолжателями древнерусской старины во всех её лучших проявлениях. Староверческим обществом им.И.Н.Заволоко в г.Рига издаётся периодическая газета «Меч духовный». Газета является объединяющим звеном не только прибалтийских староверов, но газета хорошо распространяется и читается в Белоруссии, Польши, Финляндии, России и Украине, в этих странах создаётся своя читательская аудитория, и старообрядцы хотя проживают в разных государствах, ощущают себя единым этноконфессиональным сообществом.
Так же особо надо отметить факт, что 17 декабря 2005г. в г.Риге, Латвия был подписан трёхсторонний договор о сотрудничестве трех общественных старообрядческих организаций из трёх государств: «Общество культуры и развития староверов» г.Тарту, Эстония; «Киевское городское национально-культурное общество старообрядцев-липован» Украина; «Староверческое общество им.И.Н.Заволоко» г.Рига, Латвия. Этот договор показывает, что русские староверы национально и духовно едины независимо от стран проживания. У нас есть общие цели и общие задачи. Положено начало Международного сотрудничества русских старообрядческих общественных организаций.
В условиях международной активной жизни национально-культурных сообществ опыт русских старообрядцев в сохранение языка, культуры, традиций, быта и нравственности, может стать стабилизирующим фактором в развитии межгосударственных связей и воспитание подрастающих поколений.
Литература:
«Сруб не сгорел, он всё ещё горит» В.Бужинский, г.Улан – Удэ «Златоуст» 2006г. стр.52.
«Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX в.в.» Ф.Ф.Болонев, г.Москва ИПЦ. «ДИК» - 2004г. стр. 33 – 34.
Справочник «Община русских-липован», г.Бухарест – 2004г., стр.249-251; 274-275.




















Наши контакты:

г.Киев
тел./факс: (044) 592-18-35
моб.тел: +38(067) 507-53-40
email: krokus@hp.com.ua
Ссылки:
Староверы
Русские Староверы в Эстонии
Староверие (Правда старой веры)
Старовер.Религия
Современное Древлеправославие
Семейские - староверы Забайкалья (Бурятия)
Староверческое общество им. И.Н. Заволоко г.Рига
Русская Православная Старообрядческая Церковь г.Москва
Иследователь старообрядчества Иванов Константин Юрьевич
Поморье: история, культура, традиции.
Всего: 180103
Уникальных: 22181
Сегодня: 11