Киевское городское национально-культурное общество старообрядцев-липован

Киевское городское национально-культурное общество
старообрядцев-липован

Главная Новости Гостевая История Об обществе Фотогалерея
<< назад

Старообрядцы г.Киева

национально-культурное общество
старообрядцев-липован
член совета В.И.Тимошенко



История Русского старообрядчества Киевщины, относится к разряду малоизученных тем истории Украины, не смотря на то, что старообрядцы оказывали существенное влияние на развитие региональной торговли, промышленности, культуры и благотворительности.
Киевщина относиться к тем старообрядческим регионам, в котором старообрядцы поселились не сразу, а значительно позже. Заселение старообрядцами этих территорий началось с 70х годов 17в. т.е. более чем 100лет спустя.
Появление русских старообрядцев за Днепром, скорее всего, связывается с внутренними процессами старообрядческой реэмиграции, возникшими в силу политических и конфессиональных проблем. Эти массовые переселение отвечали духу эпохи, однако одновременно с ними заканчивались стихийные перегруппировки населения страны, после чего государство накладывает твердую руку на миграционные процессы как внутри страны, так и зарубежом.
Численно в Киеве проживало старообрядцев не много, но в плане оказания помощи для социального развития города старообрядцы, вернее старообрядческое купечество составлявшее 20% от всех живущих староверов, сделало не мало: старообрядцы развивали чугунно-литейное и медное производство, являвшееся основой развития пищевой, прежде всего сахарной и винокуренной промышленности. Они являлись новаторами производства, именно на их предприятиях вводились новые типы оборудования, что не только содействовало, но и делало конкурентоспособной эту продукцию на мировом рынке. В руках киевских купцов-старообрядцев сосредотачивалась практически вся железная и железоскобяная торговля города. Ряд старообрядческих купцов имел свои представительства в других регионах империи. Не случайно в современной российской историографии высказывается мысль о сосредоточении в руках староверов дореволюционной России 60% всего капитала.
Хочется обратить внимание на то, что успешное развитие старообрядческой промышленности в городе Киеве и губернии царским правительством не поддерживалось. Если в 30-е годы 19 века оно пошло на уступки и то не конкретно старообрядцам, а вообще русским, то в 50-е годы прокатывается волна притеснений и репрессий против старообрядческих купцов. Купец старообрядец мог отказаться от своего староверия однако именно оно было движущей силой всех этих страданий чтобы выжить во враждебном и непонимающем его мире.
Процесс накопления капитала в период конца 17-го начала 18-го веков не стоял так остро.
Во-первых, накопление происходило постепенно преимущественно в дворянском сословии, которое так и не стало локомотивом капиталистического развития. Во-вторых, движущей силой капитализма стал крестьянский, очень часто старообрядческий, торговый и промышленный капитал, сформировавшийся благодаря таланту своего владельца. Накопление капитала проходило у старообрядцев в силу сложившейся в их среде трудовой этики, в основе которых были высокие нравственные и духовные принципы.
Ярким примером этому является киевская династия купцов Дегтяревых и особенно Михаила Парфентьевича Дегтярева. Он был сыном первого головы г.Киева П.М.Дегтярёва, М.П.Дегтярев воспитан был с детства в старообрядческих принципах и в лучших древнерусских традициях. Он был скуп на всякого рода развлечения и гуляния, однако был щедр на благотворительные нужды города, выражавшиеся в помощи студентам, бедным, больным, устройстве богаделен, приютов и т.д.Только этот капиталист пожертвовал городу Киеву 4,5 млн. руб., а его талант воплотился в потребность служить на благо общества.
Можно так же сосредоточить внимание на торгово-промышленной и благотворительной деятельности таких известных киевских личностей как, Бобринские, Галаганы, Броцкие, Терещенки и Ханинки. Среди именитых киевских благотворителей почетное место принадлежало семейству купцов-старообрядцев из города Калуги-Дегтяревых.
Ревизские сказки народных переписей особой графой выделяют купечество в отдельное сословие. Кроме общих показателей численности купцов, указывающих на причастность к той или иной купеческой гильдии, они акцентируют на старожилах и вновь приписанных купцах фамилии, имени, отчества купца, его семейное положение, а так же указывает на возраст по последней и предыдущей переписи. Ревизские переписи первой половины 19 в. свидетельствуют о значительном наличии среди киевских купцов, купцов-старообрядцев. Перепись 1850г. среди купцов первой гильдии фиксирует Дегтяревых, Бугаевых, Широковых и других старообрядцев. В Государственном архиве г.Киева имеются списки купцов с объявлениями купеческих капиталов.
Как известно, в Российской империи для торговцев и промышленников было учреждено три ступени: 3-й гильдии самой низкой, 2-й гильдии и 1-й гильдии самой высокой. Объявление того иного капитала зависело от наличия у купца средств, выраженных как в наличной денежной массе, так и в недвижимости. По подсчетам от 50 до 52.5% киевских купцов 1-й гильдии являлись старообрядцами. Характерно, что купеческие капиталы одним и тем же лицом объявлялись периодически. Не уплата гильдейских повинностей, как и необъявленный в срок капитал вели к потери гильдейского звания в плоть до исключения из купеческого сословия.
Что касается киевской общины, то ее формирование относиться к началу 19 в., но в самом г.Киеве всегда проживало незначительное количество старообрядцев (в первой половине 19 в. около 400чел). Ее основу составили выходцы из черниговских старообрядческих свобод и калужане, прибывшие сюда в следствии предоставленных правительством льгот на занятия торговым делом особенно влиятельной являлась калужская предпринимательская группа, которая была представлена такими видными в старообрядческом мире столпами, как род купцов Дегтяревых. Кроме династии Дегтяревых в 40-х годах в Киеве обосновались семейства старообрядческих купцов: Бугаева, Широкова, Фокина, Желтово.
Существенную роль в развитии Киева сыграло строительство в 1852 г. Цепного моста через реку Днепр, соединившего левую и правую часть Киева. В его строительстве участвовал старообрядец Р.П.Дегтярев (он владел чугунно-литейным заводом на Падоле), а так же были задействованы другие предприятия торгового сословия, хозяева которых были так же старообрядцами, снискавшие хорошую славу в каменном и в другом ремесленном деле.
В середине 19 в. в г.Киеве насчитывалось 45 фабрик и заводов, которые производили продукции на 2.347 тыс. руб.
Благодаря сахарной промышленности город уже тогда приобрёл отраслевую специфику. В торговле и промышленности г Киева старообрядцы занимают особое место. Из объявленных на 1849г. десяти капиталов 1-й гильдии, 5 принадлежало старообрядцам: Тимофей, Радион, Екатерина Дегтяревы, Степану Широкову и Наталье Бугаевой. Исходя из манифеста 1775г. для 1-й гильдии размер необходимого капитала определен в 10тыс.руб., для 2-й гильдии - от 1-10тыс. руб., 3-й гильдии - от 500-1000 руб.
Однако выдающимся в истории старообрядчества и города Киева был род калужских, а затем киевских купцов Дегтяревых. Династия купцов Дегтяревых происходила из города Калуги, а его основатель был 2-й гильдии купец Никита Афанасьевич Дегтярев. На протяжении столетия династии Дегтяревых продолжали дело отца вели торговлю медными, железными и другими изделиями, а также покупали недвижимость в г.Киеве и киевской губернии.
Самым выдающимся из рода Дегтяревым оказался Михаил Парфентьевич - киевский 1-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин г.Киева с 12 ноября 1892г. К концу 90-х годов 19 в. в собственности М.П.Дегтярева было немало движимого и недвижимого имущества. В частности, по ул.Крещатик-38: гостиница "Бель-Вью", на углу Крещатика и Бессарабской площади, гостиница "Большая Национальная", по той же улице дом "де-Мезер"-41, дом №33 в котором жило семейство Дегтяревых. В собственности М.П.Дегтярева находился магазин со складами, на 1-й Алексеевской, на 2-й Ильинской и Волошской улицах. После смерти владельца на базе этого, было учреждено "Южно-русское товарищество железно-скобяной торговли".
Известный современный исследователь истории города Киева В.В.Ковалинский писал: "Михаил не только сохранил, но и значительно укрепил и развил торговую фирму, простиравшую свои коммерческие интересы от Сибири до западных границ Российской империи. К концу 1860-х г. он, благодаря личному труду, способностям и упорству, вошёл в круг, самых влиятельных киевлян, потом соперничал в богатстве с Терещенко, Бродскими и закончил свою жизнь с 10 млн. состоянием ".
М.П.Дегтярев, так же активно участвовал в благотворительной деятельности, в 1883г. в Киеве купцом открыта богадельня на 40 мест, на обеспечение которой положен в банке 100тыс. руб. капитал, 1891 г. на устройство больницы для рабочих пожертвовал 25 тыс.руб. (совместно с семейством Н.А.Терещенко и Н.Ф.Поповым) 1892г. учредил "Вдовий дом" – 4 этажное здание на углу Покровской, Андреевской и Боричева Тока улиц-45кв. для бедных. В 1893г. построил Михайловскою церковь на территории Александровской (Октябрьской) больницы. В 1900-1903г.г. построено и передано городу Киеву богадельню, заключающую в себе 2-х этажный дом на 500 мест и более 10 других вспомогательных построек. В общей сложности передал г.Киеву движимого и недвижимого имущества, денежных средств и ценных бумаг на сумму 4.5млн руб.
Так же, выдающимся старообрядцем из рода Дегтяревых является киевский 2-й гильдии купец 1850-1859-х г.г., потомственный почетный гражданин, почетный член киевского городского общества помощи бедным и с 1835 г. по 1837 г. первый киевский городской голова Дегтярев (1803г-1837г).
Несмотря на малочисленность, старообрядческое купечество играло существенную роль в развитии региональной торговли и промышленности г.Киева в XIX веке.
Наше национально-культурное общество занимается поиском архивных документов, материалов связанных с деятельностью первого головы г.Киева старообрядца-липованина Дегтярева Парфентия Михайловича и его сына мецената и благотворителя г.Киева Михаила Парфентьевича для издания книги, с целью увековеченья памяти выдающихся деятелей старообрядчества и г.Киева. Наше общество выступает инициатором в установлении им памятника.



Литература: В.Ковалинский «Меценаты Киева», г.Киев «Кий» - 1998 г.
С.Таранец «Старообрядчество г.Киева и Киевской губернии», г.Киев-2004

Наши контакты:

г.Киев
тел./факс: (044) 592-18-35
моб.тел: +38(067) 507-53-40
email: krokus@hp.com.ua
Ссылки:
Староверы
Русские Староверы в Эстонии
Староверие (Правда старой веры)
Старовер.Религия
Современное Древлеправославие
Семейские - староверы Забайкалья (Бурятия)
Староверческое общество им. И.Н. Заволоко г.Рига
Русская Православная Старообрядческая Церковь г.Москва
Иследователь старообрядчества Иванов Константин Юрьевич
Поморье: история, культура, традиции.
Всего: 185628
Уникальных: 22912
Сегодня: 38