Киевское городское национально-культурное общество старообрядцев-липован

Киевское городское национально-культурное общество
старообрядцев-липован

Главная Новости Гостевая История Об обществе Фотогалерея
<< назад

О СОЗДАНИИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ УКРАИНЫ


В ноябре 2001г. в г. Киеве прошла I Всеукраинская конференция старообрядцев, на которой было принято решение о создании Всеукраинского объединения старообрядцев по возрождению, сохранению исконных традиций и культуры старообрядчества. В работе конференции приняли участие, делегаты около 50-ти старообрядческих общин, а также представители других различных общественных организаций Украины. Участниками конференции было решено, создать национально-культурное объединение старообрядцев в Украине. Выполняя решение I Всеукраинской конференции старообрядцев, инициативная группа 9 февраля 2004 года, зарегистрировала в управлении юстиции г.Киева - Киевское городское национально-культурное общество старообрядцев-липован.
В марте 2004 года, в Киеве прошла I конференция-презентация Киевского городского национально-культурного общества старообрядцев-липован. В конференции-презентации общества приняли участие Епископ Киевский и Всея Украины Савватий, представители Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции и Российского посольства, а также руководители национально-культурных обществ Украины и другие участники из различных регионов. На I конференции-презентации Киевского городского национально-культурного общества старообрядцев-липован, было решено провести в г. Киеве II Всеукраинскую конференцию старообрядцев.
Поводом для проведения II Всеукраинской научно-практической конференции послужило то, что 2004 год - это годовщина 350-летия трагических событий в русском обществе, положивших начало раскола русской нации и разрушению духовного единства народа. Последствия событий, 1654 г. к нашему глубочайшему сожалению не преодолены до сих пор, а по некоторым направлениям раскол углубляется.
Царская реформа XVII в. привела русское общество к расколу, к появлению её сторонников новообрядцев - (никониан) и противников – старообрядцев (староверов). С этого момента старообрядчество стало на защиту русских национально-культурных и бытовых традиций. Однако здесь четко надо осознать, что появляется старообрядчество как явление, а традиции, носителями которых оно выступило, уходят своими истоками к периоду древней Руси - Киевской Руси – Руси Святого Владимира и Ярослава Мудрого, к русской народной материально-бытовой культуре. Таким образом, старообрядчество нужно понимать не только в контексте древнерусского, который собственно его породил, но и в смысле древнеукраинского и древнебелорусского, в чем и состоит его ценность и неповторимость.
Старообрядчество изначально представляло собой акт духовного сопротивления, проявление культурного суверенитета русского народа.
По словам, ныне покойного академика Дмитрия Лихачева реформа XVII в. не только разделила русское общество на две части, но и разрезало пополам живую душу русского народа, и все беды, которые испытал и испытывает русский народ, являются следствием этого раскола. А Александр Солженицын и многие известные историки, писатели и философы пишут о том, что духовный раскол русской нации в XVII в. породил революцию 1917 г. И пока Россия не вернётся к истокам своих традиций, вере своих предков, не будет в России добра.
Русские старообрядцы являются старейшей частью русского народа, которая в результате превратностей нашей исторической судьбы не по своей воле оказалась за пределами России. В XVII в. последовали жестокие пытки и репрессии, ревнители древнерусского благочестия бежали в глухие леса, пещеры, горы, селились на окраинах Российской империи, но не было нигде им спасения, везде доставала грозная царская рука. Начался процесс рассеивания русского народа, часть которого насильственно вынуждена, была покинуть Родину и бродить в течение трёх столетий вокруг да около своего Отечество. Исторически это была первая и самая многочисленная волна русской эмиграции, хотя ни царские, ни советские историки, к сожалению, об этом ни писали, да и современные до сих пор опасаются об этом писать. Но как бы не складывались обстоятельства, старообрядцы русского зарубежья сохранили свою культуру, любовь и верность к России, так же как хранили любовь и верность древлеправославному христианскому благочестию.
Со временем старообрядец выделился в особый тип русского человека, который упрямо хранит в себе каждую косточку, звук, букву старой национальной фигуры. Он несет в себе живое воспоминание о той поре, когда человек мог быть крепостью, всегда тяготеющий к свободе, самостоятельности, к духовному первенству и нравственной чистоте. Он не курил, не пьянствовал, не ругался, строго соблюдал посты и моральные устои и лишь в одном не знал удержу – в работе. Это люди с большим характером. Где бы они не жили, всегда выделялись как люди домовитые, оборотистые и искусные торговцы, отличались трудолюбием, стремлением к порядку и честности. Отличались почти поголовной грамотностью, были доброжелательны со всеми. Были упорными и добротными храмостроителями и книгопечатниками.
Старообрядцы в силу своих религиозно – этических и этнических убеждений сохранили в своей культуре и быту, образе жизни очень много положительных качеств: старорусские обычаи, многоцветие традиционной национальной одежды, книги и иконы дониконианского письма, своеобразие архитектуры поселений и интерьеров внутреннего убранства домов, богатство фольклора.
Сегодняшний мир это не столько совокупность государств, сколько совокупность диаспор. Возможности новых информационных технологий позволяют преодолевать большие расстояния и границы теперь не становятся помехой.
XXI век значительно ускорил общемировой процесс унификации, который новой эпохе необходимо использовать для взаимообогащения различных культур, одновременно обеспечив выживание исторически сложившихся традиций различных национальных и этноконфессиональных групп. Старообрядческие общины, столь последовательно сохраняющие свою традиционную жизнь в изменяющемся мире культур и цивилизаций многих стран мира, представляют особый интерес с точки зрения инструментов их самосохранения и выживания.
Русские старообрядцы вместе с другими народами разделили все тяжелейшие события XX века, приведшие к естественной, а чаще всего, к насильственной утрате многого в духовной жизни и культуре. Поэтому сегодня, как никогда раньше, старообрядчеству совершено необходимо строить своё возрождение на прочных основах знания своих собственных древних традиций, которое может стать существенным вкладом в культуру многих государств где, компактно проживают русские старообрядцы.
В истории русского старообрядчества мало найдется светлых дней, а тем более лет покоя и процветания. И сегодня для нас настали трудные дни, когда соблазны бездуховности и безверия, массовая глоболизация угрожают нашему духовному состоянию и национально-культурной жизни.
Новая политическая ситуация в странах бывшего Советского Союза не только открыла возможности для нашего самосохранения, но и определила дилемму: или мы будем активно заботится о сохранении, укреплении и приумножении нашего духовного и культурного наследия или вместе с его утратой прекратим свое существование.
В настоящее время, когда русское древлеправославие после многовековых гонений рассеялось по всем континентам Земли и приняло поистине вселенский характер, настало время осмыслить наше современное состояние и наметить пути дальнейшего нашего развития, применительно к этим обстоятельствам. Это особенно необходимо перед лицом двух опасностей: утраты древлеправославного благочестия и полной ассимиляции.
Испытывая глубокую озабоченность о духовной и культурной будущности русских старообрядцев Украины, нашего культурного и субэтнического сообщества, мы провели I Международную и II Всеукраинскую научно-практическую конференцию «Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность». На конференции присутствовали представители четырех государств: Украины, Российской Федерации, Беларуси, Молдовы; 27 старообрядческих общин Украины и 10 ведущих научных центров. Особенностью конференции было активное участие в её работе основных старообрядческих конфессий Украины, что ещё раз доказало необходимость и возможность всех старообрядческих общин работать совместно с целью национального просвещения, сохранения веры и национальной самобытности.
Возможность проведения и успех конференции, несомненно, был определен неоценимой помощью, в том числе и финансовой, Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции и Посольства Российской Федерации в Украине.
Участники конференции благодарны председателю Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции Москалю Геннадию Геннадьевичу за помощь и за то, что он нашёл возможность открыть конференцию, за его рекомендации в дальнейшей организации национально-культурной жизни старообрядцев-липован в Украине. Все участники конференции были глубоко признательны старообрядческому Епископу Киевскому и Всея Украины владыке Савватию за его активное участие в работе: благодаря именно его выступлению, на заседаниях возник дух единства и понимание необходимости духовного объединения для возрождения национально-культурной жизни всего старообрядчества.
В работе конференции приняла участие делегация из Забайкалья (регион самого крупного компактного проживания старообрядцев) во главе с заместителем Председателя Народного Хурала Республики Бурятия Иваном Игнатовичем Калашниковым.
Участники конференции с большим интересом прослушали 25 докладов, которые были посвящены самым общим и конкретным темам истории и всегда содержали актуальный материал с точки зрения современного положения и первоочередных задач старообрядческих общин.
К началу конференции был издан сборник докладов.
Конференция констатировала, что настало время определить задачи, стоящие перед нами, и наметить пути их решения. Имея духовное единство - старообрядцам необходимо создать национально-культурные объединения, что даст дополнительный импульс развития старообрядчества. Мы сможем противостоять ассимиляции, сохраним традиции и обычаи наших предков.
Современное старообрядческое общество волею или не волею оказывает своё влияние на многие стороны общественной жизни Украины. Чтобы это влияние было ещё действенней, нам, старообрядцам, необходимо, укрепить наше духовное единение, сплотиться для более плодотворного общественного служения на благо старообрядческого сообщества и нашей родины – Украины.
Для старообрядцев-липован первостепенными становится открытость и всеобъемлющее проявление своей жизненной позиции на благо своей родины - Украины, её стремление к европейской интеграции, и дружественного сосуществования с исторической родиной Россией.
Мы ставим задачи:
- об открытии в каждом населенном пункте, компактного проживания старообрядцев, отделений национально-культурных обществ и привлечение к их деятельности старообрядческой молодёжи;
- создание Всеукраинского союза национально-культурных обществ старообрядцев;
- добиться разрешения, чтобы в средних учебных заведениях, которые расположены на территории компактного проживания старообрядцев, ввести курс обучения старославянскому языку, а так же истории связанной с развитием данной этнической группы;
- создать свои медийные средства по распространению среди липован информации, интернет адреса, печатные органы и телевизионные новости;
- создать общеукраинский музей: «Традиционная национальная культура старообрядцев Украины»;
- инициировать создание международной старообрядческой общественной организации для координации усилий в деле сохранения национально-культурных традиций, языка, древнерусских обычаев и веры наших предков.
Основной целью Киевского городского национально-культурного общества старообрядцев-липован является сохранение и развитие духовной национально-культурной самобытности, реализация прав, свобод законных интересов старообрядцев-липован, содействие всестороннему развитию православной культуры, во всех её проявлениях, установление и развитие контактов с русскими старообрядцами Украины, России и других стран.
В условиях международной активной жизни национально-культурных сообществ опыт русских старообрядцев в сохранение языка, культуры, традиций, быта и нравственности, может стать стабилизирующим фактором в развитии межгосударственных связей и воспитание подрастающих поколений.

Наши контакты:

г.Киев
тел./факс: (044) 592-18-35
моб.тел: +38(067) 507-53-40
email: krokus@hp.com.ua
Ссылки:
Староверы
Русские Староверы в Эстонии
Староверие (Правда старой веры)
Старовер.Религия
Современное Древлеправославие
Семейские - староверы Забайкалья (Бурятия)
Староверческое общество им. И.Н. Заволоко г.Рига
Русская Православная Старообрядческая Церковь г.Москва
Иследователь старообрядчества Иванов Константин Юрьевич
Поморье: история, культура, традиции.
Всего: 185610
Уникальных: 22912
Сегодня: 20