Киевское городское национально-культурное общество старообрядцев-липован

Киевское городское национально-культурное общество
старообрядцев-липован

Главная Новости Гостевая История Об обществе Фотогалерея
<< назад

Функционирование культурно-национальных объединений старообрядцев в Украине в начале XXI века - политико-прававой аспект.

С.П. Петров – председатель
Киевского городского
национально-культурного
общества старообрядцев-липован.

Демократизирующееся европейское сообщество должно учитывать особенности существования этноконфессиональных образований на своей территории, а также права на выражение и свободное воспроизводство культурных особенностей всех диаспор, выявляющихся на пространстве Европы. В современной Украине происходят процессы демократизации, которые фиксируются в политической, законодательной и общественной сферах. Они могут восприниматься как своеобразный контекст для организации и функционирования национальных и культурных обществ русских-липован. Русские старообрядцы живут локальными образованиями и дисперсно в разных регионах обновленного украинского государства. В Украине на современном этапе создается законодательная система для национальных этносов Украины. Русские-липоване как и другие народы проживающие на территории Украины являются составляющей частью многонациональной Украины.
Реалии общественного развития начала XXI столетия требуют постоянного внимания к проблемам политико-национальной жизни этнических групп населения. Именно межэтнические разногласия нередко порождают внутренние и внешние конфликты, и даже войны. Украина на протяжении своей истории отличалась рассудительностью и обдуманными шагами в решении национальных разногласий. Со времени провозглашения независимости в Украине не зафиксировано серьезных этнических противостояний. С возобновлением независимости развернулся активный процесс развития национального сознания, культуры и образования этносов, которые проживают на территории Украины издавна.
Украина стремится цивилизовано регулировать довольно сложные отношения, которые нашли свое отображение в национальном законодательстве, особенно в Конституции Украины (28 июня 1996 г.), Декларации прав национальностей Украины (1 ноября 1991 г.), законах “Про гражданство” (8 октября 1991 г.), ”Про национальные меньшинства в Украине” (25 июня 1992 г.), “Про беженцев” (23 декабря 1993 г.) постановлениях и решениях правительства. Реализация положений этих фундаментальных документов способствует сохранению мира между этносами в современном украинском обществе, формированию правовых норм государственной этнической политики, удовлетворению этнокультурных и этносоциальных нужд.
В украинском законодательстве за представителями национальных меньшинств закреплено право на национально-культурную автономию, которая собственно и вводит адекватный механизм удовлетворения этнокультурных потребностей лиц, которые считают себя представителями национальных меньшинств Украины. Право на национально-культурную автономию предусмотрено в ст. 6 Закона Украины "О национальных меньшинствах": “Государство гарантирует всем национальным меньшинствам право на национально-культурную автономию: пользование и обучение родным языком или изучение родного языка в государственных учебных заведениях или через национальные культурные общества, развитие национальных культурных традиций, использование национальной символики, празднование национальных праздников, исповедование своей религии, удовлетворение потребностей в литературе, искусстве, средствах массовой информации, создание национальных культурных и учебных заведений и любую другую деятельность, которая не противоречит действующему законодательству”.
Таким образом, национально-культурная автономия предусматривает создание национально-культурных центров, национальных обществ и землячеств как форм добровольного объединения граждан, а также ассоциаций, региональных съездов, совещаний, советов, фондов. Она является демократическим и полностью реальным механизмом реализации гражданином Украины независимо от этнического происхождения, своего индивидуального права на сохранение и развитие этнокультурной самобытности.
Итак, исходным пунктом государственной политики является человек, защита его прав и свобод, среди которых признается также и право на удовлетворение своих этнокультурных потребностей. Так, ст. 11 Конституции отмечает, что государство “оказывает содействие развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины”. А ст. 53 гарантирует гражданам, которые принадлежат к национальным меньшинствам, “право на обучение родным языком или на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества.”
Совместное существование в обществе представителей многих этничных групп требует их консолидации, взаимоуважения, понимания проблем внутринациональной жизни, приспособления к общедержавным требованиям; одновременно важным есть аспект сохранения этнической самобытности, кристаллизации национальной идеи, воспитание национальной элиты как предупреждение перед ассимиляцией, “растворением” среди других, более влиятельными или более многочисленными народностями, потребность видеть в каждом народе его наилучшие черты.
По результатам Всеукраинской переписи населения 2001 года на территории государства Украины проживают представители более 130 национальностей и народностей, среди которых украинцев 77,8 % от общего количества населения, русские – 17,3 %, белорусы – 0,6 %, молдаване и крымские татары по 0,5 %, болгары – 0,4 %, венгры, румыны и поляки – по 0,3 % и т. д. В национальной панораме Киева насчитывается 2 млн. 110 тысяч украинцев, более 337 тысяч русских, почти 18 тысяч евреев, 16,5 тысяч белорусов, почти 7 тысяч поляков, около 5 тысяч армян, а также представителей других народов.
Нынешний этап самоорганизации национальных меньшинств отличается значительным уровнем этнической мобилизации. На 1 января 2002 года в Украине действовало 777 обществ национально-культурного направления, 28 из которых имеют всеукраинский статус. Ныне в Киеве зарегистрировано более 90 обществ, ассоциаций, кружков, центров, общин, фондов, форумов и других форм общественных национально-культурных организаций, которые составляют значительную часть подобных организаций в Украине, достигая, таким образом, не только региональный, а и общегосударственный характер. Среди них большой процент составляют объединения разных народов: русских (в том числе русских липован-старообрядцев), белорусов, поляков, немцев, евреев, татар, ромов, чехов и многих других.
Среди самых первых (в 1989 – 1992 гг.) были зарегистрированы Ассоциация корейцев г. Киева, Детский национально-культурный фонд “Kinderstimmen”, Еврейское культурно-просветительское общество им. Шолом-Алейхема, Киевское культурно-образовательное общество украино-чешское “Вишнеград”, Национально-культурное общество поляков “Злагода”. ”Самыми молодыми” (дата регистрации 2001 – 2004 гг.) можно считать Всеукраинскую общественную организацию “Русская рада Украины”, татарский женский клуб “Изгелек“, “Киевское городское национально-культурное общество старообрядцев-липован“ и “Общественно-культурное общество старообрядцев города Бердичева“.
Активно работают русские старообрядческие и русскоязычные центры, которые ставят за основу сохранение и развитие своей национальной культуры в Украине, отстаивают традиции и обычаи русского народа. Также в национально-культурном направлении работают немцы, ромы, чехи, греки, казахи, татары, башкиры, буряты, караимы, армяне, корейцы, курды, литовцы, эстонцы, венгры, белорусы и другие.
В ноябре 2001г. в г. Киеве прошла I Всеукраинская конференция старообрядцев, на которой было принято решение о создании Всеукраинского объединения старообрядцев по возрождению, сохранению исконных традиций и культуры старообрядчества. В работе конференции приняли участие, делегаты около 50-ти старообрядческих общин, а также представители других различных общественных организаций Украины. Участниками конференции было решено, создать национально-культурное объединение старообрядцев в Украине. Выполняя решение I Всеукраинской конференции старообрядцев, инициативная группа 9 февраля 2004 года, зарегистрировала в управлении юстиции г.Киева - Киевское городское национально-культурное общество старообрядцев-липован.
На конец 2006 года в Украине официально зарегистрировано четыре русские старообрядческие национально-культурные организации это «Киевское городское национально-культурное общество старообрядцев-липован» созданное в феврале 2004г. и «Общественно-культурное общество старообрядцев города Бердичева» зарегистрировано в феврале 2005г. В июле 2006 года создано Днепропетровское национально-культурное общество русских-липован. В октябре 2006г. зарегистрировано «Национально-культурное общество старообрядцев поморов города Житомира». В январе 2006 года Киевским национально-культурным обществом создан интернетсайт www.starover.kiev.ua, который вошел в систему старообрядческих интернетсайтов разных стран. С апреля 2006г. Киевское городское национально-культурное общество старообрядцев-липован выпускает старообрядческое просветительское национально-культурное ежемесячное издание - газету «Святые истоки». Процесс создания национально-культурных обществ русских староверов Украины активизируется. Во многих регионах Украины созданы инициативные группы с целью официальной регистрации общественных русских старообрядческих национально-культурных организаций.
На протяжении последних лет в Киеве проводился праздник национальных традиций “Фольклорама”, в котором принимали участие русские-липоване, украинцы, греки, евреи, азербайджанцы, чехи, татары, немцы, литовцы, корейцы, ромы, афганцы. Участники этого разностороннего мероприятия могли ознакомиться с национальными обычаями, обрядами, декоративно-бытовым искусством, блюдами национальной кухни, песенным и танцевальным творчеством.
Представители национально-культурных обществ Киева вместе со студентами Государственного института подготовки кадров промышленности Украины ежегодно организовывают выставку-презентацию блюд национальной кухни этносов Украины, где уже было продемонстрировано кулинарное мастерство русских старообрядцев, украинцев, немцев, евреев, татар, белоруссов, корейцев, литовцев и чешского застолий.
Одним из важных факторов двигателей процесса мирного существования и толерантного понимания выступают средства массовой информации, которые могут владеть силой объединения этнических групп, духовного и политического возрождения, национального самоопределения, дружеского отношения с другими национальностями, цивилизованного добрососедства в разнообразном мире культур и цивилизаций.
По статистическим данным Государственного комитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины, состоянием на 18 февраля 2002 года, зарегистрировано и перерегистрировано 169 издательств для национальных меньшинств, из которых 46 имеют общегосударственную сферу распространения, 123 – местную.
В Киеве издается более половины газет национальных этносов, это дополнения к газете “Голос Украины, органу Верховной Рады Украины”: - “Арагац” (соучредитель армянское общество), “Dziennik Kijowski” (соучредитель Союз поляков Украины), “Еврейские вести” (газета общества еврейской культуры Украины). Русское движение Украины печатает газеты “Русская правда“ и “Русская культура“. Киевское городское национально-культурное общество старообрядцев-липован издает просветительскую национально-культурную газету “Святые истоки“.
Почти все редакторы киевских изданий национальных меньшинств согласны с определением заданий подобной прессы: периодические издания способствуют объединению, воспитанию самосознания, реабилитации народа, поиска своего достойного места в кругу других народов многонационального общества. Лозунг “Украина – наш общий дом” поддержан многими издательствами. Скажем, редакция журнала “Видродження” цель обозначила лаконично и максимально четко: способствовать развитию национального образования, что является частью архитектуры мира и согласия в государстве.
Газета “Святые истоки“ выбрала своим лозунгом слова: “Человек, не знающий своих корней, не имеет будущего“. Издание выходит для широкого круга читателей, интересующихся традициями, обычаями, верой и культурой русских-липован. Страницы этого издания интересны всем русским староверам, проживающим не только в Украине, но и в других странах. Не меньше внимания издание уделяет деятельности других национально-культурных обществ, объединивших проживающих в Украине: греков, эстонцев, бурят, корейцев, армян, немцев, болгар, татар и других. Особое место газета уделяет историческому прошлому русских-липован и их сегодняшней жизни.
Общее направление периодического издания, национально-культурное – пропаганда культуры, истории, традиций, осветление героического прошлого, публикация конкретных исторических документов, забота не только о настоящем, а и перспективы развития русских-старообрядцев Украины. На этом пути важны все этапы – и утверждение собственного имени, и формирование и воспитание национального сознания, и сохранение родного языка, культуры, обычаев, веры и т. д., построение информационного и культурного пространства.
Культура русских староверов Украины имеет глубокие корни и уходит своими истоками к периоду древней Руси - Киевской Руси – Руси Святого Владимира и Ярослава Мудрого, к русской народной материально-бытовой культуре. Таким образом, русское старообрядчество нужно понимать не только в контексте древнерусского, который собственно его породил, но и в смысле древнеукраинского и древнебелорусского, в чем и состоит его ценность и неповторимость.
История русского старообрядчества – это история сохранения культурного суверенитета русского народа.
Русские староверы сохранили культуру, традиции, обычаи и веру древней Руси, имея духовное единство и религиозные общины в национально-культурное движение организовано вступили недавно. Перед ними стоит огромная работа по созданию Всеукраинского объединения русских-липован.
В Украине как и в других странах проживания есть основные старообрядческие направления поповцы и беспоповцы. Несмотря на различие между беспоповцами и поповцами в религиозных направлениях, в национально-культурном плане все русские староверы (липоване, семейские, поморы, кержаки и др.) едины, потому что мы русские, и ими останемся на всегда, независимо от страны проживания.
Имея духовное единство – старообрядцам Украины необходимо создать Всеукраинское национально-культурное объединение, что даст дополнительный импульс развития старообрядчества. Мы сможем противостоять ассимиляции, сохраним нашу Древлеправославную веру, традиции и обычаи наших предков.
В Украине, на современном этапе большинство крупных национальных диаспор такие как венгры, немцы, греки, поляки, корейцы, евреи, армяне, молдаване, цыгане, и др. помимо своих религиозных организаций имеют национально-культурные Всеукраинские организации, многие из них имеют и Международные национально-культурные объединения. Они, в местах компактного проживания, на государственном уровне решают вопросы преподавания на родном языке, в частности есть средние школы с преподаванием венгерского, молдавского, болгарского, еврейского, татарского, немецкого, гагаузского, и других народов, в этих школах преподаётся и национальная история, и литература соответствующих этнонациональных групп.
Русские старообрядцы в Украине, составляющие государствообразующию часть населения Украины, имеют не только религиозную общность, но и национальною. Мы русские-липоване по численности входим в 10 крупных государствообразующих этносов Украины. По сохранению своего старославянского языка, старообрядческой культуры и истории, практически не используем государственные возможности, предусмотренные законодательством Украины. В современном мире для отстаивания своих национальных прав с целью сохранения и развития своей этноконфессиональной группы населения, русским старообрядцам Украины необходимо создать национально-культурное объединение, которое будет иметь статус Всеукраинского.
Создав Всеукраинское национально-культурное объединение, русские староверы в рамках национально-культурных обществ, в местах компактного проживания, смогут решать самые серьёзные вопросы по преподаванию в общеобразовательных школах старославянского языка и историю русского старообрядчества. Государственные учебные программы решат основные проблемы по изучению старославянского языка и истории русских-липован в средних школах, только необходимо эти вопросы ставить перед государством и они будут решаться. Реалии сегодняшнего времени таковы, что если вопросы не ставятся перед государственными чиновниками, значит, их не существует в государстве.
Русские старообрядцы Украины активные участники в международных национально-культурных процессах.
В октябре 2004г., Киевским городским национально-культурным обществом старообрядцев-липован, в г.Киеве, была проведена I Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность». На конференции присутствовали представители четырех государств: Украины, Российской Федерации, Беларуси, Молдовы; 27 старообрядческих общин Украины и 10 ведущих научных центров. Особенностью конференции было активное участие в её работе основных старообрядческих конфессий Украины, что ещё раз доказало необходимость и возможность всех старообрядческих общин работать совместно с целью национального просвещения, сохранения веры и национальной самобытности. Конференцией были выработаны основные направления национально-культурного движения русских-липован Украины.
В марте 2005г., представители обществ русских-липован Украины участвовали в работе VII Международного научного симпозиума Общины русских-липован Румынии, состоявшегося в г. Браиле, Румыния.
В декабре 2005 года, делегация Киевского общества по приглашению «Староверческого общества им. И.Н. Заволоко» города Риги Республика Латвия приняла участие в I-ых Международных Заволокинских чтениях.
Особо необходимо отметить факт, что в декабре 2005г. в г. Риге, Латвия был подписан трёхсторонний договор о сотрудничестве трех общественных старообрядческих организаций из трёх государств Эстонии, Латвии и Украины. Этот договор показывает, что русские староверы национально и духовно едины независимо от стран проживания. У русских староверов есть общие цели и общие задачи. Положено начало Международного сотрудничества русских старообрядческих общественных организаций, русские объединяются за пределами России.
Каждому старообрядцу, прежде всего, необходимо понять, что никто кроме него не придет и не будет трудиться на благо старообрядчества и только от каждого старообрядца зависит будущее сохранение и приемственость традиций, обычаев и наследия наших дедов и прадедов хранителей древлеправославной веры. Настал час, когда каждый старовер особенно должен задуматься с кем он? Не быть в стороне и приобщится к великому наследию своих предков, отстоявших нашу древлеправославную веру, сохранивших ее для нас. Мы – сегодняшнее поколение, в ответе за нашу древлеправославную веру, за ее сохранение и мы должны с достоинством пронести эстафету поколений как наши предки, чтобы быть достойными их, чтобы при встрече с ними в будущем каждого из нас они приняли с радостью в свои ряды защитников православия.
Так, национально-культурные общества и религиозные общины русских старообрядцев в современной Украине на основании обновляющегося законодательства имеют права и определенным образом функционируют. Их деятельность в начале XXI века проявляется в национально-культурной, религиозной, научной, образовательной и общественной сферах. Перспективы развития русских старообрядцев определяются созданием Всеукраинского союза национально-культурных обществ русских липован и регистрация его отделений во всех регионах Украины. В общем и целом, политико-правовые аспекты функционирования культурно-национальных объединений русских липован и религиозных общин русских старообрядцев в Украине, в начале XXI века демонстрируют конкретную степень демократизации общества на сегодняшней день и пути его развития в будущем.
Русские староверы, самые активные участники объединительного процесса русских соотечественников проживающих за пределами России, с целью объединения «Русского Мира» - русских в России и русских, проживающих за пределами России. Современные государства – это страны, большинство которых многонациональны и состоят из представителей различных национальных групп и диаспор. Расширение и укрепление всевозможных связей и контактов между русскими диаспорами разных стран – это расширение и укрепление «Русского Мира», и это одна из главных задач, которая стоит перед русскими староверами разных стран мира. И эта «Встреча старообрядцев мира: Путь Аввакума» проходящая по инициативе Президента Бурятии Леонида Васильевича Потапова, Правительства и Народного Хурала Республики Бурятия в г. Улан-Удэ, показывает, что процесс консолидации русских староверов разных стран, в современном мире стал необратимым и именно в Республики Бурятия, на Забайкальской земле, вышел на более высокий международный уровень.
В условиях международной активной жизни национально-культурных сообществ опыт русских старообрядцев в сохранении русского языка, культуры, традиций, быта и нравственности, может помочь стабилизировать положение русских в ближнем и дальнем зарубежье, укрепить межгосударственные связи и внести позитив в воспитание подрастающих поколений.

Литература:

1. Конституция Украины.
2. Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам: (Принята на заседании Совета государств СНГ 21 окт. 1994 г.) // Політика і час. - 1995. - № 2. - С. 84-86.
3. Закон України “Про свободу совісті та релігійні організації” від 23 квітня 1991 року // Відомості Верховної Ради, 1991, N 25.
4. Закон України. Про національні меншини в Україні: Прийнятий 25 черв. 1992 р. № 2494-ХІІ // Відомості Верх. Ради України. - 1992. - № 36. - Ст. 529.
5. «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, Украина: состояние исполнения», Институт законодательства Верховной Рады Украины, Киев-2004г.
6. «Киев: национально-культурные общества и землячества», справочник, второе издание, Киев-2002г. стр. 3-12.
7. «Украина полиэтничная», Институт исследований диаспоры, Киев-2003г.



Наши контакты:

г.Киев
тел./факс: (044) 592-18-35
моб.тел: +38(067) 507-53-40
email: krokus@hp.com.ua
Ссылки:
Староверы
Русские Староверы в Эстонии
Староверие (Правда старой веры)
Старовер.Религия
Современное Древлеправославие
Семейские - староверы Забайкалья (Бурятия)
Староверческое общество им. И.Н. Заволоко г.Рига
Русская Православная Старообрядческая Церковь г.Москва
Иследователь старообрядчества Иванов Константин Юрьевич
Поморье: история, культура, традиции.
Всего: 185611
Уникальных: 22912
Сегодня: 21